Правовое просвещение

30 июня 2023

  1. Министерством просвещения Российской Федерации разработаны рекомендации для родителей и педагогов по профилактике вовлечения подростков в деструктивные субкультуры и несанкционированные массовые мероприятия

Рекомендации подготовлены совместно с АНО «Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды». Признаки вовлечения в деструктивные сообщества, которые должны привлечь внимание родителей: 1. Если ребенок изменил внешний вид и/или стиль в одежде (например, к отличительным особенностям внешнего вида «редановцев» стоит отнести ношение: преимущественно черной одежды с изображением паука и цифрой внутри (самая популярная – 4); длинных черных волос; клетчатых штанов в сочетании с другими предметами одежды; возможно нанесение временной или постоянной татуировки в стиле атрибутики Движения, преимущественно с изображением паука. 2. Если ребенок на своей странице в социальных сетях проявляет активность: выкладывает свои фотографии в униформе соответствующего стиля с подписями «хочу к вам», «примите к паукам», «хочу в редан», «как круто быть с вами» и т.п.; заполняет свой аккаунт стилистическими изображениями паука «Редан»; в публикациях поддерживает организацию массовых драк и/или размещает информацию о готовности участвовать в массовых драках, о местах их проведения; в публикациях информирует об участиях в тематических «сходках» Движения; сообщает о своем противостоянии с другими субкультурами на фоне причастности к «Редан»; подписан на тематические сообщества «Редан», распространяет о них информацию. Внимание родителей также должен привлечь факт удаления ребенком из подписок в социальных сетях родителей и других родственников, установления дополнительных ограничений доступа к своему профилю. Рекомендации по профилактике вовлечения подростков в деструктивные субкультуры и противоправные действия:

  1. Для того, чтобы вовремя обнаружить признаки вовлеченности ребенка в деструктивное сообщество, рекомендуется стать ему другом в социальных сетях и проявлять интерес к его активности в сетевом пространстве.
  2. При обнаружении признаков вовлеченности в деструктивное сообщество стоит узнать мнение ребенка о происходящем, быть внимательным к его словам, проявить уважение и терпение к его размышлениям и выбору.
  3. Объяснить, какой опасности себя подвергает ребенок в этот момент. Необходимо акцентировать внимание подростка на правовых аспектах антиобщественного поведения. Важно оценить реалистичность представлений ребенка о происходящем, а затем выстроить честный диалог о предусмотренной ответственности и рисках для здоровья.
  4. Поговорить с ребенком доверительно, выразить понимание, поделиться своими переживаниями в его возрасте. Договориться с ребенком о том, что если он примет решение об участии в сборах данного Движения, то предупредит родителей об этом и передаст контактные номера людей, с которыми пойдет на встречу.
  5. Принять меры по кратковременному изменению информационной среды несовершеннолетнего, обеспечить совместный с ним досуг в течение нескольких дней.
  6. Рекомендуется провести проверку на наличие у ребенка любых видов оружия, колющих и режущих предметов, взрывоопасных веществ; усилить меры безопасности по отношению к подобным предметам.
  7. Обратиться за помощью к психологу или воспользоваться телефоном доверия для детей, подростков, их родителей.
  1. Федеральным законом от 14.04.2023 № 122-ФЗ внесены изменения в статьи 4.5 и 4.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Согласно внесенным изменениям сроки давности привлечения к административной ответственности исчисляются в календарных днях. Так, вместо двух месяцев теперь срок составляет 60 календарных дней, вместо 3 месяцев – 90 календарных дней. Кроме того, статья 4.5 КоАП РФ дополнена частью 1.1., в соответствии с которой срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня совершения административного правонарушения. В статью 4.8 КоАП РФ внесены изменения, согласно которым течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день. Изменения вступили в силу 25.04.2023.

  1. Утверждены новые Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг

Правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2023 № 736, вступают в силу с 01.09.2023 и действуют до 01.09.2026. Указанным постановлением признаны утратившими силу Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006. Согласно новым Правилам заключаемый договор должен содержать, помимо прочего, информацию о порядке и условиях выдачи потребителю (законному представителю потребителя) после исполнения договора исполнителем медицинских документов (копии медицинских документов, выписки из медицинских документов), отражающих состояние его здоровья после получения платных медицинских услуг, включая сведения о результатах обследования, диагнозе, методах лечения, об используемых при предоставлении платных медицинских услуг лекарственных препаратах и медицинских изделиях, без взимания дополнительной платы. В случае если при предоставлении платных медицинских услуг требуется предоставление на возмездной основе дополнительных медицинских услуг, не предусмотренных договором, исполнитель обязан предупредить об этом потребителя и (или) заказчика. Без оформления дополнительного соглашения к договору либо нового договора с указанием конкретных дополнительных медицинских услуг и их стоимости исполнитель не вправе предоставлять медицинские услуги на возмездной основе, если иное не оговорено в основном договоре. Исполнитель доводит до потребителя и (или) заказчика информацию о форме и способах направления обращений (жалоб) в органы государственной власти и организации, а также сообщает почтовый адрес или адрес электронной почты (при наличии), на которые может быть направлено обращение (жалоба). В случае если такая информация исполнителем не предоставлена, потребитель и (или) заказчик вправе направить обращение (жалобу) в любой форме и любым способом. Договор может быть заключен посредством использования сети «Интернет» (при наличии у исполнителя сайта) на основании ознакомления потребителя и (или) заказчика с предложенным исполнителем описанием медицинской услуги (дистанционный способ заключения договора). При заключении договора дистанционным способом потребителю должна быть предоставлена возможность ознакомиться с информацией, в том числе о наименовании (фирменном наименовании) медицинской организации либо фамилии, имени, отчестве (при наличии) индивидуального предпринимателя, об ОГРН, ИНН, номере телефонов и режиме работы исполнителя, сведениях о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер лицензии, сроки ее действия, а также информация об органе, выдавшем указанную лицензию) и др. Такая информация или ссылка на нее размещается на главной странице сайта исполнителя в сети «Интернет» (при наличии у исполнителя такого сайта). Договор с потребителем и (или) заказчиком считается заключенным со дня оформления потребителем и (или) заказчиком соответствующего согласия (акцепта), в том числе путем совершения действий по выполнению условий договора, включая внесение частично или полностью оплаты по договору. Со дня получения согласия (акцепта) и осуществления потребителем и (или) заказчиком частичной или полной оплаты по нему все условия договора остаются неизменными и не должны корректироваться исполнителем без согласия потребителя и (или) заказчика.

При заключении договора исполнитель представляет потребителю и (или) заказчику подтверждение заключения такого договора. Указанное подтверждение должно содержать номер договора или иной способ идентификации договора, который позволяет потребителю и (или) заказчику получить информацию о заключенном договоре и его условиях. По требованию потребителя и (или) заказчика исполнителем направляется потребителю и (или) заказчику экземпляр заключенного договора (выписки из него), подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица исполнителя. Идентификация потребителя и (или) заказчика в целях заключения и (или) исполнения договора, заключенного дистанционным способом, может осуществляться в том числе с помощью федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме». Потребитель и (или) заказчик могут направить исполнителю в любой форме и любым, включая дистанционный, способом требования, в том числе при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной платной медицинской услуги), а исполнитель обязан принять эти требования, в том числе дистанционным способом.

  1. Особенности регулирования труда дистанционных работников

Данный вопрос урегулирован главой 49.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), введенной Федеральным законом от 05.04.2013 N 60-ФЗ. Дистанционная работа – это выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения, вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей связи общего пользования. Дистанционная работа может выполняться как на постоянной основе, так и временно, что предусматривается трудовым договором или дополнительным соглашением к нему. На дистанционных работников в период выполнения ими трудовой функции дистанционно распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, с учетом особенностей, установленных главой 49.1 ТК РФ. Трудовой договор и дополнительное соглашение к трудовому договору, предусматривающие выполнение работником трудовой функции дистанционно, могут заключаться путем обмена между работником и работодателем электронными документами. При этом по письменному заявлению дистанционного работника работодатель не позднее 3 рабочих дней со дня получения такого заявления обязан направить работнику, оформленный надлежащим образом экземпляр трудового договора или дополнительного соглашения к нему на бумажном носителе. При заключении трудового договора путем обмена электронными документами лицом, впервые заключающим трудовой договор, данное лицо получает документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа, самостоятельно. По желанию дистанционного работника сведения о его трудовой деятельности вносятся работодателем в трудовую книжку дистанционного работника при условии ее предоставления им, в том числе путем направления по почте заказным письмом с уведомлением.

При подписании документов в электронном виде путем обмена электронными документами используются усиленная квалифицированная электронная подпись работодателя и усиленная квалифицированная электронная подпись или усиленная неквалифицированная электронная подпись работника. При подаче дистанционным работником заявления о выдаче заверенных надлежащим образом копий документов, связанных с работой, работодатель не позднее 3 рабочих дней со дня подачи указанного заявления обязан направить дистанционному работнику эти копии на бумажном носителе (по почте заказным письмом с уведомлением) или в форме электронного документа, если это указано в заявлении работника.

Режим рабочего времени дистанционного работника может быть установлен коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором, дополнительным соглашением к нему.

Если иное не предусмотрено перечисленными документами режим рабочего времени дистанционного работника устанавливается таким работником по своему усмотрению.

Также могут быть определены условия и порядок вызова работодателем дистанционного работника, выполняющего дистанционную работу временно, для выполнения им трудовой функции на стационарном рабочем месте или выхода на работу такого работника по своей инициативе для выполнения им трудовой функции на стационарном рабочем месте. Предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска и иных видов отпусков дистанционному работнику, выполняющему дистанционную работу временно, осуществляется в общем порядке, предусмотренном главой 19 ТК РФ. Время взаимодействия дистанционного работника с работодателем включается в рабочее время. Выполнение работником трудовой функции дистанционно не может являться основанием для снижения ему заработной платы. Работодатель обеспечивает дистанционного работника необходимыми для выполнения им трудовой функции оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации и иными средствами. Дистанционный работник вправе использовать для выполнения трудовой функции принадлежащее ему или арендованное им оборудование и иные средства. При этом работодатель выплачивает работнику компенсацию за использование такого оборудования и иных средств. Статьей 312.8 ТК РФ установлены дополнительные основания прекращения трудового договора с дистанционным работником: 1. Трудовой договор с дистанционным работником может быть расторгнут по инициативе работодателя в случае, если в период выполнения трудовой функции дистанционно работник без уважительной причины не взаимодействует с работодателем по вопросам, связанным с выполнением трудовой функции, более 2 рабочих дней подряд со дня поступления соответствующего запроса работодателя; 2. Трудовой договор с работником, выполняющим дистанционную работу на постоянной основе, может быть прекращен в случае изменения работником местности выполнения трудовой функции, если это влечет невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору на прежних условиях. В случае, если ознакомление дистанционного работника с приказом (распоряжением) работодателя о прекращении трудового договора, предусматривающего выполнение этим работником трудовой функции дистанционно на постоянной основе или временно, осуществляется в форме электронного документа, работодатель обязан в течение 3 рабочих дней со дня издания указанного приказа (распоряжения) направить дистанционному работнику по почте заказным письмом с уведомлением оформленную надлежащим образом копию указанного приказа (распоряжения) на бумажном носителе.

  1. Утверждена новая Концепция информационной безопасности детей в Российской Федерации

Документ утвержден Распоряжением ПравительстваРоссийской Федерации от 28.04.2023 № 1105-р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей в Российской Федерации и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 02.12.2015 № 2471-р». В настоящее время население России составляет 146,4 млн. человек, из которых 30,2 млн. человек – несовершеннолетние (20,6 процента населения), из них 27 млн. человек являются активными пользователями информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Указанная аудитория является крайне уязвимой с точки зрения информационной безопасности. В связи с высокой степенью анонимности интернет-пространства и возможностью выстраивания общения с использованием нескольких профилей и псевдонимов риск проявления асоциальных форм поведения в цифровой среде увеличивается. Деструктивное информационное воздействие способствует развитию формирования у детей и подростков неправильного восприятия традиционных российских духовно-нравственных ценностей, провоцирующего «психологический слом», следствием которого могут стать как депрессивное состояние, так и проявление девиантного поведения, повышенной агрессии к окружающим. Информационная безопасность детей – состояния защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию. Государственная политика в области обеспечения информационной безопасности детей основывается на конституционных гарантиях равенства прав и свобод граждан и реализуется в соответствии со следующими принципами: укрепление ведущей роли государства в обеспечении информационной безопасности детей; сохранение и укрепление традиционных ценностей, противодействие распространению деструктивной информации; ответственность родителей (законных представителей) за воспитание и развитие своих детей, включая заботу о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей; приоритетность прав и обязанностей родителей (законных представителей) в обеспечении информационной безопасности детей; ответственность государства за соблюдение законных интересов детей в информационной сфере; необходимость формирования у детей умения ориентироваться в современной информационной среде; воспитание у детей навыков самостоятельного и критического мышления; повышение эффективности сотрудничества представителей средств массовой информации и массовых коммуникаций и государственных органов в интересах защиты детей от информации, способной причинить вред их здоровью и развитию; обучение детей вопросам информационной безопасности; поддержка творческой деятельности детей в целях их самореализации в информационной среде и др.

Стратегической целью государственной политики в области информационной безопасности детей является развитие безопасного информационного пространства, защита российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия.

Концепцией установлены приоритетные задачи государства и заинтересованных в обеспечении информационной безопасности детей общественных организаций. К задачам, помимо прочих, отнесены: проведение мероприятий, направленных на повышение грамотности детей по вопросам информационной безопасности, формирование навыков законопослушного и ответственного поведения в цифровой среде; совершенствование форм и методов обеспечения информационной безопасности детей в соответствии с целями государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей; расширение спектра возможностей услуги «Родительский контроль» на стационарных и мобильных устройствах, которыми пользуется ребенок; развитие системы социальных и межличностных отношений и общения детей; развитие творческих способностей детей; воспитание у детей толерантности.

Кроме того, Концепцией предусмотрены механизмы реализации государственной политики в области информационной безопасности детей.

Концепция имеет бессрочный характер, мероприятия по ее реализации осуществляются на постоянной основе в рамках исполнения перечней федеральных и региональных мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности детей, производство информационной продукции для детей и оборот информационной продукции. Установлены показатели, по которым осуществляется оценка состояния информационной безопасности детей. Например, количество родителей (законных представителей), проинформированных о существующих возможностях услуги «Родительский контроль», количество средств массовой информации, специализирующихся на производстве и распространении продукции для детей и подростков и др. Ожидаемыми результатами реализации настоящей Концепции являются: –повышение уровня информационной безопасности и цифровой грамотности детей;

– формирование среди детей устойчивого спроса на получение высококачественной информационной продукции;

– повышение охвата педагогических работников мероприятиями в области обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве;

– увеличение числа родителей (законных представителей), проинформированных о существующих возможностях услуги «Родительский контроль»; – сокращение числа детей, пострадавших от жестокого обращения и травли, в том числе в сети «Интернет»; – снижение фактов вовлеченности несовершеннолетних в деструктивные группы с использованием сети «Интернет»; – сокращение количества информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей; – увеличение в сети «Интернет» контента, направленного на формирование у детей традиционных ценностей.

  1. Имеет ли право судебный пристав-исполнитель установить новый срок исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера после вынесения постановления о привлечении такого должника к административной ответственности на основании части 1 или 2 статьи 17.15 КоАП РФ, не дожидаясь его вступления в законную силу?

Согласно части 2 статьи 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок (т.е. в срок, установленный после вынесения постановления о взыскании с этого должника исполнительского сбора) должностным лицом ФССП России составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливается новый срок для исполнения.

Данное положение означает, что новый срок для исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, неисполнение которых может влечь для него административную ответственность, устанавливается после наложения на должника административного штрафа на основании части 1 или части 2 статьи 17.15 КоАП РФ

Вместе с тем ч. 1 и 2 статьи 17.15 КоАП РФ являются разными составами административных правонарушений, поскольку с объективной стороны они выражаются в противоправном неисполнении одним должником одного и того же содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера в разные сроки исполнения требования.

При этом срок исполнения требования, указанный в части 1 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации, предшествует сроку исполнения требования, указанному в части 2 статьи 17.15 КоАП РФ.

Вышеуказанные составы административных правонарушений различает также и размер административных наказаний.

Так, часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, а часть 2 - в размере от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Наложение на должника административного штрафа на основании части 2 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации за неисполнение им требования неимущественного характера во вновь установленный срок может иметь место только после вступления в законную силу постановления о привлечении должника к административной ответственности на основании части 1 данной статьи.

В соответствии с пунктом 4.14 Методических рекомендаций по порядку привлечения к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, отнесенные к подведомственности ФССП России (утв. Директором ФССП - главным судебным приставом Российской Федерации 4 июня 2012 года № 07-12) часть 2 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации применима только в том случае, если лицо ранее привлекалось к административной ответственности по части 1 данной статьи.

Таким образом, судебный пристав-исполнитель вправе после вынесения постановления о привлечении должника к административной ответственности на основании части 1 либо части 2 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации установить новый срок исполнения должником содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера, не дожидаясь вступления в законную силу названного постановления, неисполнение которого в этот срок дает основание - при условии вступления в законную силу указанного постановления о привлечении к административной ответственности на момент возбуждения нового дела об административном правонарушении - для нового применения административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ .

  1. Ответственность за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2022 №39 «О судебной практике по уголовным делам о неуплате средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации)» определено, что погашение задолженности может быть произведено не только лицом, совершившим преступление, но и по его просьбе (с его согласия) другими лицами.

Обещания, а также различного рода обязательства лица, совершившего преступление, погасить задолженность в будущем не являются обстоятельствами, дающими основание для освобождения этого лица от уголовной ответственности.

Покупка продуктов, дарение вещей, оплата расходов, если такие действия не носили постоянного характера и не свидетельствовали о нахождении ребенка или нетрудоспособных родителей на иждивении у лица, обязанного уплачивать алименты, не освобождают его от обязанности уплачивать алименты в полном объеме.

Уголовная ответственность по ст. 157 УК РФ наступает только в тех случаях, когда лицо имело реальную возможность выплачивать алименты, но умышленно уклонялось от исполнения возложенной на него обязанности, в том числе производило платежи в размере менее установленного судебным актом или нотариально удостоверенным соглашением, например, вносило нерегулярные или незначительные платежи.

Если же невыполнение лицом алиментных обязательств было связано с наличием причин, которые признаны судом уважительными, то данные деяния не образуют состава преступления, предусмотренного ст. 157 УК РФ.

  1. Какой порядок заключения брака и установления отцовства для военнослужащих?

Федеральным законом от 03.04.2023 № 106-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния».

С учетом изменений законодательством предусмотрено право военнослужащих заверять свои подписи у командиров воинских частей и начальников воинских госпиталей в целях государственной регистрации заключения и расторжения брака, а также установления отцовства.

В случаях, если военнослужащий по объективным причинам не имеет возможности лично присутствовать при подачи совместного заявления о заключении или расторжении брака, заявления об установлении отцовства, то он вправе заверить свою подпись на отдельно поданном заявлении у:

командира (начальника) воинской части соединения, учреждения или военно-учебного заведения;

начальника госпиталя, санатория или другой военно-медицинской организации, его заместителя по медицинской части, а при их отсутствии - у старшего или дежурного врача - в случае, если военнослужащий находится на излечении.

  1. О перечне лиц, которым нельзя назначить наказание в виде принудительных работ

Уголовным законом предусмотрено наказание в виде принудительных работ, которое применяется как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые (ст. 53.1 УК РФ).

Принудительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы.

Из заработной платы осужденного к принудительным работам производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, в размере, установленном приговором суда, и в пределах от 5 до 20 %.

Вместе с тем, принудительные работы не назначаются несовершеннолетним, лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет. С 14 апреля 2023 года Федеральным законом от 03.04.2023 № 111-ФЗ расширен перечень лиц, которым нельзя назначить наказание в виде принудительных работ. Такой вид наказания не будет применяться к лицам, достигшим пенсионного возраста, если они согласно медицинскому заключению не могут трудиться.

  1. Является ли уголовно наказуемым деяниям, использование найденной банковской карты?

Использование чужой банковской карты, обнаруженной где-либо, категорически запрещено. Обнаруженная, а затем использованная чужая банковская карта не будет являться находкой в соответствии со ст. 227 Гражданского кодекса РФ.

Оплата товаров либо иное списание денежных средств бесконтактным способом (через банкомат, путем перевода на другой банковский счет, путем совершения покупок через Интернет) образует состав преступления, предусмотренного п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ, а именно кража, совершенная с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ст. 159.3 УК РФ).

Аналогично квалифицируется списание денег со счета потерпевшего с применением похищенной банковской карты.

Санкция данной статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.

Кража с банковского счета, независимо от суммы похищенного является тяжким преступлением. В силу ст. 25 УПК РФ уголовные дела о таких преступлениях не подлежат прекращению в связи с примирением с потерпевшим и согласно ст. 314 УПК РФ не могут быть рассмотрены в особом порядке судебного разбирательства.

  1. В законодательство об окружающей среде и об отходах производства и потребления вводится новое понятие: «побочные продукты производства»

Этому посвящена новая ст. 51.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ.

Побочным продуктом производства являются вещества и (или) предметы, которые образуются в ходе производства основной продукции либо выполнения работ (оказания услуг) и не являются целью такого производства (работ, услуг). Такие вещества (предметы) должны быть пригодны в качестве сырья в последующем производстве или же для потребления в качестве продукции.

Организации и предприниматели должны самостоятельно определять, к какой категории относятся полученные в ходе производства вещества: к отходам или к побочным продуктам.

В свою очередь, Распоряжением Правительства РФ от 27.12.2022 № 4249-р перечислены вещества, которые не могут быть побочными продуктами производства: вещества и (или) предметы, образуемые в результате хозяйственной деятельности и содержащие стойкие органические загрязнители; воды от промывки оборудования и уборки помещений производства и применения пестицидов и другие.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести отдельный учет побочных продуктов.

Кроме того, в программе производственного экологического контроля, в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля нужно отражать информацию о видах побочных продуктов производства, объемах и дате их образования, сроках использования и результатах такого использования.

За побочные продукты, образовавшиеся при ведении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, плату за негативное воздействие на окружающую среду вносить нужно, если побочные продукты признаются отходами.

В этой связи приказом Минприроды России от 21.09.2022 № 624 изменена форма декларации о плате за НВОС, она дополнена строками для отражения показателей платы за размещение побочных продуктов производства, признанных отходами.

Изменения вступили в силу с 01.03.2023.

  1. Вяземская межрайонная прокуратура разъясняет об ответственности за заведомо ложное сообщение об акте терроризма

Статьей 207 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за заведомо ложно сообщение об акте терроризма.

Так, если лицо сознательно из хулиганских побуждений сообщило ложные сведения о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, оно может понести наказание в виде:

- штрафа в размере от 200 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 18 месяцев;

- ограничения свободы до 3 лет;

- принудительных работ на срок от 2 до 3 лет.

Более суровое наказание предусмотрено за заведомо ложное сообщение об акте терроризма:

- совершенное в отношении объектов социальной инфраструктуры или повлекшее причинение крупного ущерба;

- совершенное в целях дестабилизации деятельности органов государственной власти;

- повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

  1. Законом закреплена обязанность государственных служащих уведомлять о случаях склонения к совершению коррупционных правонарушений

Федеральным законом от 29.12.2022 № 591-ФЗ статья 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» дополнена частью 4.1-1, согласно которой лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, обязаны уведомлять обо всех фактах обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений органы прокуратуры или другие государственные органы в срок не позднее пяти дней со дня соответствующего обращения в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, если по данным фактам проведена или проводится проверка органами прокуратуры или другими государственными органами, является должностной обязанностью лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, уведомившие о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционного правонарушения, фактах совершения другими лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации, государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений органы прокуратуры или другие государственные органы, находятся под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае невыполнения указанной обязанности влечет увольнение с государственной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  1. Правила сбора валежника

В соответствии со статьями 11 и 33 Лесного кодекса Российской Федерации граждане имеют права свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов, кроме видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации.

Валежник нельзя путать с сухостоем. К сухостойным относятся прекратившие жизнедеятельность, засохшие, но еще стоящие на корню деревья. Их спиливание, срубание или срезание, то есть отделение ствола от корня, запрещено.

Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, санитарной безопасности в лесах, лесовосстановления, ухода за лесами.

Ограничение заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд может устанавливаться в соответствии со ст. 27 Лесного кодекса Российской Федерации.

Например, запрет на осуществление заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов на особо охраняемых природных территориях, в период особого противопожарного режима.

Правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов утверждены приказом Минприроды России от 28.07.2020 № 496.

Гражданам разрешено заготавливать и собирать части стволов деревьев, лежащих на земле свободно и бесплатно, без оформления правоустанавливающих документов, но способами, исключающими нанесение вреда окружающей среде. Не допускается применение механизмов и других подручных средств (пила, топор и пр.) при разделении лежащих на земле частей стволов, отделенных от корня, при заготовке валежника.

Следует различать «сбор валежника для собственных нужд» и «рубку лесных насаждений», под которой понимается их спиливание, срубание или срезание, то есть отделение ствола от корня.

Незаконная рубка леса влечет административную или уголовную ответственность.

Заготовка и сбор гражданами нелесных ресурсов для собственных нужд исключает предпринимательскую деятельность.

В соответствии с ч. 8 ст. 11 Лесного Кодекса Российской Федерации лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, когда ограничения пребывания гражданам в лесах установлено на основании закона.

  1. Вяземская межрайонная прокуратура разъясняет: возможно ли направить средства материнского (семейного) капитала на получение ежемесячной выплаты до достижения ребенком возраста трех лет?

Федеральным законом от 05.12.2022 № 475-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».

В частности, теперь в законе официально закреплена возможность направления средств материнского (семейного) капитала на получение ежемесячной выплаты до достижения ребенком возраста трех лет независимо от очередности его рождения

Согласно тексту документа, средства материнского капитала могут направляться на получение ежемесячной выплаты при условии, что размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте РФ на дату обращения за назначением выплаты. При наличии в семье нескольких детей в возрасте до трех лет ежемесячная выплата может быть назначена на каждого ребенка.

Также данным законом внесены изменения в Федеральный закон от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», которыми из него исключены положения о ежемесячной выплате в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка.

Кроме этого, уточняется, что право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) в период с 1 января 2018 года до 1 января 2023 года и является гражданином РФ.

Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2023 года. Право на получение ранее назначенной ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка сохраняется за гражданами до окончания периода, на который указанная выплата была назначена, или до назначения данным гражданам ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка и реализуется в порядке и на условиях, действовавших до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

  1. Сроки рассмотрения обращений в органах прокуратуры

Порядок рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры Российской Федерации регламентирован положениями Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», изданной в соответствии с ним Инструкцией, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45, а также иными ведомственными организационно-распорядительными документами.

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Обращения, подлежащие разрешению другими органами и учреждениями, в 7-дневный срок со дня регистрации направляются по принадлежности вопроса с одновременным извещением об этом заявителей.

Обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, в тот же срок направляются им для проверки доводов.

Заявления граждан, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в прокуратуре, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней.

В исключительных случаях срок разрешения обращения может быть продлен, но не более чем на 30 дней.

Сокращенные сроки рассмотрения установлены для обращений ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, граждан Российской Федерации, являющихся бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.

Срок их разрешения составляет 15 дней со дня регистрации в органах прокуратуры, а по которым не требуется проведения дополнительных проверок – в течение 7 дней.

  1. Уголовная ответственность за фальсификацию доказательств в суде

Статьей 303 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за фальсификацию доказательств в суде лицом, участвующим в деле, или его представителем, которыми непосредственно совершаются действия в сознательном искажении, изменении, подделке, подмене фактов или подлинной информации, являющимися предметом доказывания по гражданскому, административному или уголовному делу.

О фальсификации можно говорить, если участник судебного процесса предъявил суду в качестве доказательства искусственно созданные документы, в которых содержалась не достоверная информация по делу (например, расписка), либо документы с внесенными изменениями, искажающими суть достоверных сведений.

Фальсификация доказательств выражается в форме действия и носит, как правило, продуманный характер.

Лицо, предоставляющее искаженные документы в суд, должно знать об их подложности и понимать последствия своих действий

Мотивы такого преступления могут быть различными. Зачастую подобные действия совершаются из корыстных побуждений, выражающихся в желании завладеть правом на чужое имущество (ложные долговые обязательства, указанные в расписке).

Само по себе участие лица, предоставившего в суд подложные доказательства, при этом, не обладающего сведениями об их искажении, не образует в его действиях состав рассматриваемого преступления.

Основанием для процессуальной проверки будет являться факт предоставления в суд сфальсифицированных доказательств, которые были положены судом в основу судебного решения при рассмотрении дела и им дана юридическая оценка.

Если же ложное доказательство будет оставлено судом без внимания и не положено в основу принятого решения, проведение процессуальной проверки исключается.

  1. Ходатайство в уголовном процессе

В уголовном судопроизводстве под ходатайством понимают письменную или устную просьбу, содержащую обращение к должностному лицу, в том числе и судье, о совершении (воздержании от совершения) каких-либо процессуальных действий или решений.

Например, потерпевший имеет право заявить ходатайство следователю о применении в отношении себя мер безопасности, подозреваемый может ходатайствовать перед дознавателем о назначении ему защитника, кандидат в присяжные заседатели вправе просить суд об освобождении его от исполнения данной обязанности.

К лицам, имеющим право заявить ходатайство, относятся подозреваемый, обвиняемый, его защитник, потерпевший, его законный представитель, эксперт, гражданский истец, гражданский ответчик и иные лица, права и законные интересы которых затронуты в ходе досудебного или судебного производства.

Ходатайство может быть заявлено в любой момент производства по уголовному делу и подлежит рассмотрению и разрешению непосредственно после его заявления. В тех случаях, когда немедленное принятие решения по ходатайству невозможно, оно должно быть разрешено не позднее 3 суток со дня заявления.

Результатами разрешения заявленных ходатайств являются: полное или частичное его удовлетворение или отказ.

О результатах рассмотрения ходатайства дознаватель, следователь и судья выносят постановление, а суд - определение, которое доводится до сведения заявителя.

Принятое по ходатайству решение может быть обжаловано в судебном порядке, прокурору или вышестоящему руководству рассмотревшего его должностного лица.

  1. Порядок обжалования решения об отказе в возбуждении уголовного дела

Участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами могут быть обжалованы все процессуальные действия (бездействие), решения следователя, если они затрагивают их интересы. Жалоба может быть подана непосредственному руководителю следователя или прокурору района.

В частности, может быть обжаловано и решение об отказе в возбуждении уголовного дела.

Прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня её получения. При необходимости истребования дополнительных материалов для разрешения допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.

Руководитель следственного органа или прокурор по результатам рассмотрения жалобы вправе отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, а также требовать устранения допущенных нарушений закона.

По результатам рассмотрения выносится постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в её удовлетворении, о чем уведомляется заявитель, а также разъясняется порядок его обжалования.

Помимо ведомственного контроля и прокурорского надзора установлен судебный порядок рассмотрения жалоб

Жалоба подлежит направлению в районный суд по месту совершения преступного деяния или по месту нахождения органа, в производстве которого находится материал проверки.

Правом на подачу жалобы обладает любой участник уголовного судопроизводства или иное лицо в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают его интересы, а также действующий в интересах заявителя защитник, законный представитель или представитель.

  1. Порядок подачи заявления о преступлении

Любое правоохранительное ведомство, имеющее право проводить предварительное расследование (органы внутренних дел, Следственного Комитета РФ, Службы судебных приставов и др.) обязано принять и зарегистрировать заявление гражданина о преступлении вне зависимости от того какое из них по закону должно вести следствие.

Заявление может быть подано не только о преступлении, но и о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, массовых беспорядках и иных событиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения.

Письменное заявление должно быть подписано заявителем.

Устное заносится в протокол, который также подписывает заявитель и должностное лицо, принявшее его.

Заявление о явке с повинной также может быть сделано как в письменном, так и в устном виде.

Правоохранительные органы не вправе отказывать в приеме заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и происшествиях по мотивам недостаточности сообщаемых данных.

Вместе с тем, эта информация не должна содержать заведомо ложных сведений.

Каждый заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 Уголовного кодекса РФ.

По заявлению или сообщению о преступлении в срок не позднее 3 суток, в исключительных случаях - в срок не более 10 суток со дня подачи, должно быть принято одно из следующих решений: о возбуждении уголовного дела; об отказе в этом или о передаче по подследственности или территориальности.

Если для принятия решения по сообщению требуется производство документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведение оперативно-розыскных мероприятий, руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

О принятом решении сообщается заявителю с одновременным разъяснением порядка его обжалования.

Жалоба может быть подана руководителю следователя (дознавателя), принявшего решение по заявлению, в прокуратуру или в суд.

  1. Последствия банкротства физических лиц

Многие, поверив зазывающей рекламе, в которой снимаются известные актеры, рекламным лозунгам о том, что банкротство лучший выход из сложной финансовой ситуации («Банкротство физических лиц – без последствий!», «Банкротство – решение всех финансовых проблем!»), решают обратиться в организации, оказывающие услуги по сопровождению процедуры личного банкротства.

Казалось бы, что может быть проще: снять все финансовые обязательства, объявив себя банкротом, и жить спокойно?

Пытаясь решить подобным образом свои финансовые проблемы, далеко не все задумываются о последствиях, которые влечет за собой признание банкротом:

- все имущество, кроме единственного жилья, будет продано в счет долга, даже если оно зарегистрировано на родственников, которым продано или подарено менее чем за 3 года;

- если единственное жилье взято в ипотеку, оно может уйти банку, поскольку находится в залоге, что предусмотрено законом;

- в следующие 5 лет в случае обращения за кредитом придется сообщить о банкротстве;

- запрещено в течении 3 лет быть директором, членом совета директоров или правления любого юридического лица;

- еще раз заявить о банкротстве можно будет только через 5 лет;

- в течении 10 лет нельзя занимать управленческую должность в кредитной организации;

- запрещено в течении 5 лет работать в управлении страховых и микрофинансовых организаций, негосударственных пенсионных, инвестиционных и паевых фондов.

Процедура банкротства не бесплатна – стоимость услуг финансового управляющего, участие которого является обязательным, составляет 25 тыс. руб., а стоимость услуг организации оказывающей услуги по сопровождению процедуры личного банкротства может составить более 100 тыс. руб.

Прежде чем принять решение, взвесьте все «за» и «против».

  1. Возмещение вреда здоровью потерпевшего при отсутствии у виновника ДТП полиса ОСАГО

Если в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП) причинен вред здоровью или жизни потерпевшего и у виновника происшествия отсутствует полис ОСАГО, обязанность возмещения вреда возлагается на Российский союз автостраховщиков.

На эту же организацию возлагается обязанность возмещения вреда потерпевшему, если виновник ДТП не известен, например, скрылся с места происшествия и впоследствии не установлен.

Правом получения компенсационной выплаты от союза автостраховщиков обладают, в частности, наследники потерпевшего или его представитель по доверенности.

С заявлением о выплате следует обратиться в названный союз, одновременно представив документы, подтверждающие объем и характер вреда, причиненного здоровью потерпевшего.

Если потерпевший погиб, за выплатой вправе обратиться лица, имеющие право на возмещение вреда в случае смерти кормильца, при отсутствии таких лиц – супруг, родители, дети потерпевшего, а также граждане, у которых он находился на иждивении, если не имел самостоятельного дохода.

Кроме того, выплату вправе получить лица, понесшие расходы на погребение потерпевшего.

Споры, связанные с возмещением вреда жизни или здоровью граждан рассматриваются с обязательным участием прокурора.

  1. Что такое «фарминг» и как от него защититься

Фарминг – это вид мошенничества, при котором вредоносный код устанавливается на ПК или сервер.

Этот код меняет информацию по IP-адресам, в результате чего обманутый пользователь перенаправляется на поддельные веб-сайты без его ведома и согласия.

После того как пользователь переходит на поддельный сайт, ему предлагается ввести свою персональную информацию, которая затем будет использоваться против него.

Основными целями для фарминга являются пользователи онлайн-банков или других финансовых систем и валютно-обменных сервисов.

Иногда обнаружить атаку фарминга практически невозможно, она не предполагает какого-либо действия со стороны пользователя. Однако существует несколько ключевых предупреждающих признаков, которые могут показать, что вы стали жертвой атаки фарминга, поэтому наши советы:

Убедитесь, что адрес сайта (URL) в адресной строке браузера набран корректно.

Убедитесь, что URL является безопасным и начинается с “https”.

Обратите внимание на любые расхождения с тем, как обычно выглядит интересующая вас веб-страница.

Будьте внимательны по отношению к любой необычной активности на вашем банковском счете.

В случае совершения в отношении вас мошеннических действий незамедлительно обращайтесь в правоохранительные органы.

  1. Что делать, если стал жертвой мошенников?

В случае кражи денежных средств с расчетного счета банка необходимо незамедлительно обратиться в полицию по номеру телефону «112» или лично в ближайшее территориальное подразделение полиции, также можно оставить обращение на сайте МВД.

Обязательно позвоните в банк, сообщите о проблеме и заблокируйте карту, попробуйте отменить транзакцию в личном кабинете банка или в мобильном приложении, запросите подробную выписку со счёта, где будет указано, куда переведены деньги. Если банк отказывается решать ваш вопрос, попросите письменный отказ с указанием причин.

Помните, ни в коем случае не сообщайте кому бы то ни было конфиденциальную информацию, например, пин-код от карты или CVV-код.

  1. Указом Президента Российской Федерации от 29.12.2022 № 968 введены особенности исполнения норм антикоррупционного законодательства в период проведения специальной военной операции

Указом Президента Российской Федерации от 29.12.2022 №968 «Об особенностях исполнения обязанностей, соблюдения ограничений и запретов в области противодействия коррупции некоторыми категориями граждан в период проведения специальной военной операции» (далее – Указ № 968) в период проведения специальной военной операции, проводимой на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и территории Украины (далее – СВО), и впредь до издания соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации установлены временные ограничения на исполнение отдельных норм антикоррупционного законодательства

В частности, не представлять свои сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и аналогичные сведения своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей (далее – Сведения о доходах) могут следующие лица, принимающие (принимавшие) участие в специальной военной операции или непосредственно выполняющие (выполнявшие) задачи, связанные с ее проведением:

– военнослужащие; сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации; лица, проходящие службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющие специальные звания полиции; сотрудники уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации, замещающие должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять Сведения

о доходах;

– военнослужащие; сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации; лица, проходящие службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющие специальные звания полиции; сотрудники уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации, замещающие должности федеральной государственной службы, не предусмотренные перечнем должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять Сведения о доходах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557, и претендующие на замещение должностей федеральной государственной службы, предусмотренных названным перечнем (в том числе если планируется их участие в СВО, выполнение ими названных задач);

– граждане Российской Федерации, призванные на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации.

Также указанные лица в период проведения СВО могут не направлять предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации в области противодействия коррупции уведомления, заявления, обращения и другие материалы по вопросам, связанным с исполнением обязанностей, соблюдением ограничений и запретов в этой области.

Кроме того, от представления Сведений о доходах супруга (супругу) освобождены граждане Российской Федерации, обязанные их представлять, в случае если супруг (супруга) относится к одной из вышеназванных категорий либо оказывают на основании заключенного контракта добровольное содействие в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации.

Помимо этого, Указом № 968 установлен запрет на публикацию в сети «Интернет» и представление для опубликования в средствах массовой информации Сведений о доходах, представляемых в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами всеми категориями лиц (пп. «ж» п.1).

  1. С 1 апреля 2023 года вступили изменения в правила предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.

С 1 апреля 2023 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.2023 № 444 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». В соответствии с данным правовым актом доход получателя меры социальной поддержки определяется за 6 месяцев, предшествующих месяцу перед месяцем обращения.

Например, по заявлениям, поданным с 1 по 30 апреля 2023 года, доходы анализируются с сентября 2022 года по февраль 2023 года, по заявлениям, поданным с 1 по 31 мая 2023 года, учитываются доходы с октября 2022 года по март 2023 года

Кроме того, региональные власти наделены полномочиями самостоятельно утверждать критерии, на основании которых будет определяться максимально допустимая доля расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В Правилах учтены изменения, внесенные в ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, которыми предусмотрено, что предоставление субсидии при наличии у ее получателя подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года, прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором уполномоченному органу стало известно о наличии такой задолженности.

  1. О мерах поддержки бизнеса

С учетом важности задач по скорейшему восстановлению экономики в условиях санкционного давления органами власти продолжается работа по упрощению условий для ведения бизнеса.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2023 № 440 расширен перечень объектов, для размещения которых не нужно оформлять права на земельные участки

В дополненный перечень включены веранды для обустройства уличных кафе, а также площадки для размещения строительной техники и материалов при текущем или капитальном ремонте зданий.

Благодаря внесенным в федеральное законодательство изменениям владельцы ресторанов или кафе могут оборудовать площадку, примыкающую к основному зданию, без дополнительных процедур. Это станет возможным при условии, что земля под новыми посадочными местами находится в государственной или муниципальной собственности и ранее не была предоставлена под другие цели. Данная мера позволит поддержать предпринимателей, работающих в сфере общественного питания.

Кроме того, внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2023 № 418 в Правила предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 № 512, изменения позволили субъектам виноградарства и виноделия, заключившим соглашения о повышении конкурентоспособности, претендовать на получение льготных кредитов на развитие бизнеса в соответствующей отрасли промышленности.

Ознакомиться с иными мерами государственной поддержки и нормативными документами можно на официальном сайте Правительства Российской Федерации в сети «Интернет» (http//government.ru) и региональном портале «Мой бизнес» (https//мойбизнес.рф).

  1. Что такое спуфинг и как от него защититься?

Спуфинг - кибер-атака, в рамках которой мошенник выдает себя за какой-либо надежный источник, чтобы получить доступ к важным данным или информации. Подмена может происходить через Интернет-сайты, электронную почту, телефонные звонки, текстовые сообщения, IP-адреса и серверы.

Цель спуфинга - получить доступ к личной информации, украсть деньги, распространить вредоносное программное обеспечение.

Типы спуфинг-атак:

-Подмена номера - мошенник использует ложную информацию для изменения идентификатора вызывающего абонента т.е. мошенник звонит якобы с другого телефона – например, телефон вашего друга.

-Подмена сайта - мошенник пытается создать опасный (вредоносный) сайт похожим на надежный безопасный сайт (например, известного банка), используя его шрифты, цвета и логотипы.

-Подмена почты - мошенник рассылает электронные письма с поддельными адресами отправителей с намерением заразить ваш компьютер вредоносными программами, заполучить деньги или украсть информацию. В качестве адресов электронной почты отправителей зачастую подставляются те адреса, которым вы можете доверять.

-Подмена IP-адреса - мошенник стремится скрыть реальное местоположение в Интернете того места, откуда запрашиваются или куда отправляются данные пользователя, чтобы заставить компьютер жертвы думать, что информация, отправляемая мошенником пользователю, исходит из надежного источника, что позволяет вредоносному контенту доходить до пользователя.

-SMS-спуфинг - мошенник отправляет текстовое или SMS-сообщение, используя номер телефона другого человека.

Существует ряд рекомендаций, которым следует придерживаться, чтобы защитить себя от спуфинг-атак:

- Включайте спам-фильтр: это предотвратит попадание большинства поддельных писем в ваш почтовый ящик;

- Изучайте сообщения: грамматические ошибки или необычная структура предложения;

- Подтвердите информацию: если электронное письмо или звонок кажутся подозрительными, отправьте сообщение или позвоните отправителю, чтобы проверить, является ли полученная информация действительной;

- Используйте антивирусное программное обеспечение.

В случае совершения в отношении вас мошеннических действий незамедлительно обращайтесь в правоохранительные органы.

  1. Федеральным законом от 6 февраля 2023 года № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» в России создается система ресоциализации бывших заключенных

Федеральным законом от 6 февраля 2023 года № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» в России создается система ресоциализации бывших заключенных.

Пробация – совокупность мер в отношении осужденных и бывших заключенных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, включая их ресоциализацию, соцадаптацию, защиту прав и законных интересов.

Предусмотрены различные виды пробации – исполнительная, пенитенциарная и постпенитенциарная. Инструмент пробации – индивидуальная программа ресоциализации, соцадаптации и соцреабилитации с мерами, применяемыми к конкретному лицу в зависимости от обстоятельств и характеристики его личности. Вести единый реестр участников пробации будет ФСИН.

Определены правовые и организационные основы деятельности органов, учреждений и организаций в сфере пробации, а также порядок их взаимодействия с иными органами госвласти, институтами гражданского общества, СМИ и общественными организациями.

Установлены меры ресоциализации, соцадаптации и соцреабилитации, а также категории лиц, в отношении которых они могут применяться.

Закон вступает в силу с 1 января 2024 года, за исключением отдельных положений.

  1. О дополнительных мерах по поддержке предпринимателей в сфере государственных и муниципальных закупок

В целях обеспечения социально-экономической стабильности в Российской Федерации, поддержки представителей бизнеса в условиях введенных санкционных ограничений, руководством страны приняты дополнительные механизмы правового регулирования в сфере государственных и муниципальных закупок.

Так, до 31 декабря 2023 года публичный заказчик в силу части 64.1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вправе не требовать от поставщика обеспечения исполнения контракта (гарантийных обязательств). Исключение - случай, когда контракт предусматривает выплату аванса, который не подлежит казначейскому сопровождению.

В части 65.1 статьи 112 закона о контрактной системе закреплено новое основание для изменения контракта. Допускается изменить любые существенные условия контракта, заключенного до 1 января 2024 года, если при его исполнении возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Изменение осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации либо местной администрации.

С 7 марта 2023 года заказчики - главные распорядители средств федерального бюджета как получатели таких средств и подведомственные им получатели этих средств предусматривают в контрактах авансовые платежи в размере от 30 до 50 % суммы контракта - если денежные средства подлежат казначейскому сопровождению, а в размере от 30 до 90% - если денежные средства подлежат казначейскому сопровождению и контракты заключены для реализации решений об осуществлении капитальных вложений в объекты капитального строительства госсобственности Российской Федерации на территориях некоторых субъектов страны (п. 2, 3 постановления Правительства РФ от 06.03.2023 № 348).

Уменьшены сроки оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанных услуг, отдельных этапов исполнения контракта. По общему правилу они не могут превышать 7 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. Исключения из этого правила установлены в части 13.1 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ.

Сокращенный срок оплаты по контрактам в 7 рабочих дней введен и по сделкам, заключенным с субъектами малого и среднего предпринимательства по результатам конкурентных процедур, в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  1. Конституционный Суд отграничил находку от краж

Законодатель закрепил в ГК РФ основания приобретения права собственности не только на имущество, которое имеет собственника, но и на имущество, собственник которого неизвестен, в том числе на находку. Активное поведение лица, нашедшего вещь (заявление о находке, поиски ее собственника и т.п.), исключает уголовную ответственность за ее хищение и служит законодательно конкретизированным критерием для разграничения правомерного и противоправного деяния.

Невыполнение таких активных действий хотя и является по общему правилу неправомерным, но не образует признаков преступления.

Если лицо, обнаружившее найденную вещь, наряду с невыполнением действий, предусмотренных статьей 227 ГК РФ, совершает сокрытие найденной вещи (в тайнике, в своих вещах, в одежде, путем передачи другому лицу в целях сокрытия и т.д.) либо сокрытие признаков, позволяющих индивидуализировать вещь или подтвердить ее принадлежность законному владельцу (вытаскивает сим-карту из телефона, снимает чехол и т.д.), то такое поведение может свидетельствовать о возникшем умысле на хищение.

Поскольку УК РФ относит к объективным признакам хищения не только изъятие, но и обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, то необходима оценка не только факта завладения найденным имуществом, но и его обращения в свою пользу. Такое поведение приобретает общественно опасный характер и образует единое сложное деяние, направленное на неосновательное обогащение, и по своей природе является кражей.

Таким образом, часть первая и пункт 1 примечаний к статье 158 УК РФ, а также статья 227 ГК РФ отвечают принципам справедливости, равенства и правовой определенности, позволяют отграничить правомерное поведение от уголовно противоправного, а преступления - от иных правонарушений и не противоречат Конституции РФ.

  1. Банк России рекомендует кредитным организациям и некредитным финансовым организациям продолжать обслуживание клиентов, призванных на военную службу по мобилизации и участвующих в СВО, в случае если истек срок действия документа, удостоверяющего личность такого клиента

Речь идет, в частности, о гражданах: призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы РФ; заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ, в целях участия в СВО; проходящих военную службу по контракту, службу в пограничных органах на территории РФ, обеспечивающих проведение СВО.

Кредитным организациям и некредитным финансовым организациям рекомендовано принять возможные меры для получения от данных клиентов (их представителей) информации, подтверждающей участие указанных лиц в СВО.

  1. С 1 февраля 2023 года на 11,9 процента планируется проиндексировать размеры некоторых социальных выплат.

Согласно проекту индексации подлежат выплаты, пособия и компенсации, предусмотренные отдельными законодательными актами, в том числе: Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; Федеральным законом "О ветеранах"; Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"; Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; Федеральным законом "О погребении и похоронном деле" и пр.

Право на получение "детских" выплат, назначенных до 1 января 2023 года, сохраняется до окончания периодов их выплаты.

В связи с введением единого пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка признаны утратившими силу некоторые указы, предусматривающие назначение выплат, установленных в рамках предоставления мер господдержки семей, имеющих детей.

При этом право на некоторые выплаты сохраняется до окончания периодов, на которые они были назначены, или до назначения ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка.

Кроме того, в случае рождения до 1 января 2023 г. третьего ребенка или последующих детей граждане вправе обратиться за назначением выплаты, предусмотренной Указом от 7 мая 2012 г. N 606, или за назначением нового пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка.

  1. Банк России рекомендует кредиторам относиться с пониманием к просьбам заемщиков об изменении условий предоставленных им кредитов (займов), если они испытывают сложности по исполнению обязательств по кредитному договору в связи с введенными санкциями\

Кредитным организациям, МФО, кредитным потребительским кооперативам и сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам рекомендовано, в частности:

-рассматривать и удовлетворять заявления заемщиков об изменении условий ранее заключенных кредитных договоров на условиях, предусмотренных собственной программой реструктуризации, а также не начислять неустойки (штрафы, пени);

-по кредитным договорам, которые заключены с заемщиком-физлицом в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, не обращать взыскание на предмет ипотеки в случае, если им является единственное пригодное для постоянного проживания заемщика и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи жилое помещение.

  1. Мобилизованные предприниматели освобождены от необходимости предоставлять обязательную статистическую отчетность на период прохождения военной службы.

ФНС России будет представлять в Росстат информацию о мобилизованных лицах и об организациях, в которых мобилизованное лицо является единственным учредителем (участником) и одновременно осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа.

  1. С 1 марта 2023 года начнут действовать технические требования к электронным кадровым документам

Электронный кадровый документ должен включать:

- основную часть;

- приложения к ней;

- файл электронной подписи (при наличии);

- машиночитаемую доверенность (при наличии);

- описание электронного документа, включающее помимо прочего код из перечня.

Установлены требования к каждому элементу.

Источник: Приказ Минтруда России от 20.09.2022 № 578н «Об утверждении единых требований к составу и форматам документов, связанных с работой, оформляемых в электронном виде без дублирования на бумажном носителе»

  1. Какие расходы можно взыскать сверх алиментов

Дополнительные расходы можно потребовать на основании ст. 86 СК РФ

-Ребенок получил увечье или серьезно болен

-Ребенку нужен уход, санаторий или реабилитация

-Требуются дорогие лекарства, протезы, средства передвижения

-Нет пригодного жилья — приходится снимать или платить ипотеку

Перечень не закрытый, суд на свое усмотрение имеет право признать и другие обстоятельства исключительными для назначения дополнительных расходов со второго родителя.

Суммы на эти расходы взыскивают независимо от алиментов.

Размер дополнительных расходов, подлежащий определению в твердой денежной сумме, по общему правилу, взыскивается ежемесячно. Вместе с тем исходя из смысла статьи 86 СК РФ и с учетом конкретных обстоятельств дела дополнительные расходы могут быть взысканы с ответчика однократно (например, в случае, когда истцом заявлено требование о взыскании фактически понесенных им расходов).

Суды отклоняют следующие доп. расходы:

-На платное обучение детей в школе

-На культурные мероприятия и лечение сезонных болезней ребенка (вроде ОРВИ)

-Долю коммунальных услуг и капремонта за детей

-На часть платежей по ипотеке с маткапиталом, если доли детям еще не выделены.

  1. Как взыскать алименты без участия приставов

Взыскать алименты можно, если есть один из перечисленных документов:

-нотариальное соглашение,

-исполнительный лист,

-судебный приказ.

Два способа взыскать алименты без приставов:

1) Направить документы в банк должника

Если известно, где счет у плательщика алиментов, можно отнести туда исполнительный документ самостоятельно. Банк обязан взыскивать деньги со счета и перечислять их по указанным реквизитам.

Такой способ особенно актуален при задолженности по алиментам.

2) Направить документы работодателю

Этот способ работает, если сумма меньше 100 000 ₽ в месяц.

Работодатель будет удерживать деньги из зарплаты.

  1. Индексация социальных пенсий.

Согласно Постановлению Правительства от 17.03.2023 N404 с 1 апреля 2023 утверждён коэффициент индексации социальных пенсий в размере 1,033.

  1. Вакцинацию против кори проведут с 3 апреля по 31 декабря 2023 года.

Региональным органам по охране здоровья рекомендуют обеспечить:

⁃ подготовку списков лиц, которых нужно привить, а также планов и графиков иммунизации по каждой медорганизации;

⁃ формирование прививочных бригад, оснащение их вакциной и расходными материалами;

⁃ оперативную отчетность о ходе иммунизации;

⁃ нужный запас вакцины, надлежащие условия ее хранения и перевозки.

Работодатели до конца этого года должны обеспечить вакцинацию своих работников — иностранцев, которые не болели корью и не имеют прививок против кори или сведений о них.

  1. На что нельзя потратить материнский капитал

1. Нежилые помещения (апартаменты)

Одной из целей маткапитала стало улучшение жилищных условий семьи. Вложить маткапитал в нежилые помещения нельзя.

2. Земельный участок

Федеральный закон не предусматривает возможности направить средства материнского капитала на приобретение земли.

Можно купить участок за свои личные деньги, а маткапитал потратить на строительство дома

3️. Ремонт жилого помещения

Вложить материнский капитал в ремонт квартиры нельзя.

Зато жилье можно реконструировать. Жилой пристрой к дому должен быть не меньше определенного размера, который устанавливают местные власти. А сам дом должен быть в жилом состоянии.

4️. Ветхое и аварийное жилье

Одно из условий для получения разрешения на использование средств маткапитала - жилое помещение должно быть пригодным для проживания.

5️. Жилищно-коммунальные услуги

Депутаты Госдумы предложили разрешить с 2023 года оплачивать маткапиталом жилищно-коммунальные услуги. Но пока такой закон не приняли.

Постановление Правительства РФ от 12.12.2007 N 862 (ред. от 13.07.2022) "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий"

Дата создания: 30-06-2023
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: